Как правило, оформляя интерьер, освещение мы оставляем на потом. Огромный выбор представленных сегодня осветительных систем и приборов обнадеживает и усыпляет бдительность. Казалось бы, что сложного: прийти в магазин и купить то, что понравилось. Меж тем, являясь одной из важнейших составляющих искусства дизайна, освещение требует к себе куда более осмысленного подхода, предварительного планирования и профессиональных знаний. Сколько раз красивый и стильный интерьер в одночасье превращался во вполне обыденную обстановку со стандартным набором предметов мебели. Как часто ожидаемый эстетический эффект не оправдывал надежд, а помещение становилось неудобным и непрактичным. Оказывается, самый дорогой и эксклюзивный вид отделки способен «потеряться», цвет, текстура и объем радикально измениться, а прочие дизайнерские «фишки» попросту рухнуть, стоит лишь…
включить свет. Все это не детские страшилки, а вполне взрослые и насущные вопросы, связанные с проблемой освещения жилого пространства. Чтобы не пришлось на кухне готовить с фонариком, а в спальне ощущать себя словно на операционном столе, в прихожей сильно щуриться, пытаясь разглядеть, кто пришел, а входя в ванную, всякий раз зажмуриваться от неестественно яркого света, необходимо учесть множество моментов. Ведь самое лучшее освещение - то, которое наиболее всего соответствует практическим целям и эстетическим задачам каждого помещения. То, что естественно К сожалению, часто мы недооцениваем, а то и вовсе забываем о роли естественного освещения.
А ведь именно оно и является той самой «исходной точкой», с которой следует начинать придумывать, рассчитывать, планировать и изобретать. В большинстве случаев в роли источников естественного света в доме выступают окна и балконы. Их значение тем более возрастает, если дом изначально планировался с учетом природно-географических особенностей местности и с разумным расположением внутренних помещений, както: спальня - на север, гостиная - на запад, кабинет - на восток и т. д. Кроме того, в загородном доме дополнительным источником естественного света зачастую становятся так называемые слуховые окна, те самые, что в потолке верхнего этажа, наклонные и вносят изюминку в любой интерьер. По правде сказать, хотя о вкусах и не спорят, учесть стороны света все же не помешает.
Итак, не мудрствуя лукаво, признаем: от расположения, размеров и количества окон зависит выбор цветовой гаммы самого помещения, мебели для него, аксессуаров и прочих немаловажных «вещиц». Так, скажем, в комнате с недостаточным поступлением дневного света предпочтительнее использовать более светлые тона. В этом случае помещение будет казаться светлее, больше и уютнее. При чрезмерном же естественном свете для убранства разумнее всего использовать более темные тона - это придаст обстановке спокойствие и гармонию.
Еще один немаловажный момент - выбор тканей или материалов для занавесок, штор и жалюзи. Именно они выступают в роли «механизма», позволяющего регулировать поток естественного света. По сути, декоративное убранство окна выполняет ту же функцию, что и абажур в электрическом светильнике: например, прозрачные ткани помогут рассеять яркий режущий свет и превратить его в теплое и ненавязчивое освещение - а вот, скажем, жалюзи - сделать помещение светлее или темнее по собственному усмотрению. В идеале вся система искусственного освещения также целиком и полностью должна планироваться в соответствии с количеством света, поступающим с улицы.
К сожалению, в наших широтах естественного освещения даже в дневное время суток, как правило, не хватает. Поэтому и приходится изощряться, идти на разного рода хитрости и выдумывать многочисленные уловки, дающие дополнительный приток света. И то, что искусно В отличие от естественного освещения, искусственный свет хорош в первую очередь тем, что его мы можем регулировать, сообразуясь с сиюминутными потребностями. Неважно, сырость ли за окном, серость или непогода, всегда можно сделать так, чтобы в комнате было тепло и светло. Сегодня для этого существуют электрические лампы - раньше были свечи, керосинки, камины, факелы и прочие приспособления. Завтра наверняка появится что-нибудь еще. При планировании систем освещения жилого пространства следует исходить из того, что свет должен быть прежде всего удобным и уместным, а также соответствовать целям помещения. При этом, однако, не стоит забывать и о сугубо декоративных возможностях света - благодаря им одно и то же пространство может казаться больше или меньше по площади, теплее или холоднее по гамме, агрессивнее или спокойнее по духу и т. д. В частности, при включенном ярком верхнем свете комната обязательно будет представляться больше. Кроме того, именно освещение играет главную роль при создании различного рода стилизаций, имитаций и театральных эффектов. Так, например, местное освещение поможет подчеркнуть декоративные особенности той или иной обстановки, допустим, резьбу старинной мебели или оттенок коврового покрытия, предметы изобразительного искусства или витраж и т. д. А может, напротив, свести эффект удачно оформленного интерьера на нет.