Мода на восточные мотивы в оформлении жилья существует в Европе не одну сотню лет. Традиционно источниками вдохновения для европейских дизайнеров служат Япония и Китай. Но мир стремительно изменяется, и казавшийся далеким Восток становится близок как никогда. Мы открываем для себя новые страны, стили и художественные образы. И узнаем, что умение превращать бытовые мелочи в произведения искусства, присущее художникам упомянутых стран, раскрывается во всей своей красоте и в других регионах Юго-Восточной Азии. Особое место в их ряду занимает Вьетнам. Дары Вьетнама С каждым годом популярность «вьетнамского» стиля набирает обороты. Изящная простота, яркие чистые краски и своеобразная «экологичность» привлекают к себе все больше поклонников. Тем более что искусство этого региона, на которое повлияли и бурная история двадцатого века, и уходящие корнями в седую древность традиции, готово удовлетворить самые разнообразные вкусы. Традиционная культура Китая и французский колониальный стиль плюс совсем немного соцреализма – так формировался художественный образ Вьетнама. И если агитплакаты на бледной рисовой бумаге придутся по вкусу лишь любителям интерьерных провокаций, то роспись на шелке или очаровательная керамика никого не оставит равнодушным.
Естественно, обыденный вьетнамский стиль – это скорее деревенская простота, или, как принято сейчас говорить, «ультраэкологичность»: достаточно сдержанный интерьер, где главенство принадлежит бамбуку и циновке. Однако стоит добавить один-два штриха – и вместо аскетичного минимализма перед нами восточная роскошь. Достаточно просто оживить сдержанный блеск тростника и бамбука, используя традиционные произведения вьетнамских художников. Особенно хороша ручная роспись на шелке, которая отличается ясностью красок и представляет собой элегантное сочетание живописи и каллиграфии. Изображения цветов и экзотических животных соседствуют со сценками из городской жизни и сюжетами из местных сказок. Не менее привлекательно выглядит вьетнамская скульптура из камня, дерева или кости. Достойна внимания и фарфоровая посуда, сочетающая в себе удобство и удивительную красоту, способная наполнить интерьер неповторимым колоритом. К тому же вьетнамский фарфор отличается не только красивой формой и оттенками.
Жидкость, хранимая в изготовленных по древней технологии сосудах, не испаряется, а продукты не покрываются плесенью. А знаменитые вьетнамские картины-вышивки – это уже не просто предметы интерьера, а настоящие произведения искусства. И неудивительно, ведь согласно национальным традициям труд вышивальщиц является почти священнодействием с множеством ритуалов. Вьетнамские мастерицы предпочитают работать по старинке, вручную, поэтому каждая вещь по-своему неповторима.
Уникальными являются и техники изготовления выпуклых керамических картин и композиций с перламутром. Очень интересны оригинальные настольные светильники с основанием из кокосовой пальмы, выполненные в традиционной для старых мастеров технике, – это просто находка для дизайнера. Восток в контексте Отнюдь не обязательно добиваться в оформлении квартиры абсолютной этнической аутентичности. Стильный бамбуковый столик у камина или изящная статуэтка на книжной полке – вот те мелочи, которые создают неповторимую атмосферу дома с легкими экзотическими нотками.
Колониальный стиль, имевший сногсшибательную популярность сто с лишним лет назад, снова возвращается в наши дома. И кому, как не вьетнамцам, диктовать моду в этом хорошо забытом дизайнерском «новшестве»?Кроме того, проникновение культур – процесс двусторонний. Привычное для нас европейское искусство имеет на Востоке не меньше поклонников, чем этнические сувениры на Западе.
Зачастую этот симбиоз порождает откровенный китч, но иногда на стыке культур рождаются изящные произведения. Вышитые вручную или выполненные на дереве кокосовой пальмы копии полотен знаменитых художников приобретают под рукой восточных мастеров новое звучание. В свое время живописцы двадцатого века, вдохновленные искусством Востока, поражали своих современников необычностью сюжета и яркостью красок. Теперь картины Климта и Моне служат источником идей для вьетнамских дизайнеров. Традиционная для Вьетнама художественная техника и шедевры европейского модернизма, по-видимому, то, что наилучшим образом отвечает духу времени. Предметы, созданные на стыке культур, не утрачивают своего восточного очарования и в тоже время выглядят современно и стильно.
Такая картина, как и многие другие продукты вьетнамской культуры, будет уместна и в «европейской» гостиной, и в комнате, стилизованной под чайный домик. Текст: Мария ПетрусьИсточник: