Медный век, Бронзовый век, Железный век – этапы истории человечества. Каждый следующий материал не отвергает предыдущий, а только расширяет спектр возможностей. Возможностей вести войну с наиболее современным и прочным оружием в руках. А что с металлом, потерявшим боевую актуальность? Правильно!
Отсылается в тыл. Обеспечивать мирный быт и украшать штатскую жизнь. Сейчас даже представить себе трудно, какое количество суперновых материалов поддерживают боевую мощь современных армий. А медь, бронза, железо и еще десятка полтора металлов прочно обосновались в нашей повседневной жизни. Наподобие того самого «мирного атома», но много более зримо и весомо. Свой дом принято украшать и защищать. Дом – крепость. Подъемный мост на тяжких железных цепях, ржавая вода во рву, крепкие ворота, окованные медными пластинами… В начале девяностых на смену чугунным засовам и стальным цепочкам пришли железные двери.
Какое-то время железная дверь была не только надежной преградой для нежданных гостей, но и показателем статуса хозяина. Уж за железной-то дверью наверняка скрывались несметные сокровища, будоражащие воображение обладателей фанерных затворов на французской стальной собачке. Что же там было, внутри-то? Тусклое мерцание старинных лат в углу полутемного зала, кованый сундук с пыльными фолиантами, серебряные оклады икон? Блеск медного козырька над огнем? Кочерга, совок для золы, литая виноградная лоза, оплетающая каминную решетку? Пара канделябров и бронзовая статуэтка на каминной полке? Тусклое золото в шкатулке слоновой кости? Вряд ли. В крайнем случае, еще одно достижение охранной мысли – стальной сейф с парой-другой драгоценных безделушек внутри да стопкой бумажек с изображением заграничных правителей.
С годами железные двери поселились практически в каждом жилье, а металл во всем своем многообразии стал отвоевывать заметно сданные со времен средневековья позиции. Ну, насчет средневековья – это мы слегка переборщили. Металл был популярен всегда. Изделия из него находили свое место и в старинном замке, и в курной избе, и в ультрасовременных апартаментах. Речь не только о запорах, ювелирных украшениях и наборах серебряных чайных ложек – предмете гордости и постоянного беспокойства любой уважающей себя хозяйки. Самый сильный всплеск интереса к интерьерным украшениям из кованого и литого металла человечество пережило в эпоху ар-нуво, как известно, тяготеющего к натуральным материалам и вещам ручной работы. Потом металл как таковой, не прикрытый и доминирующий, обжился в апартаментах, выполненных в стиле хай-тек. Вскоре квартиры, оформленные этномотивами, обзавелись кованой мебелью от восточных умельцев и бронзовыми столешницами с чеканкой. Медные сковородки и самовары, чугунные ухваты и горшки для каши прочно обосновались в интерьерах «а-ля рюс».Элементы декора, выполненные из прочного, надежного и на диво пластичного материала, не выходят из моды.
Металлические украшения вписываются в любой стиль. Органически сочетаются с деревом, стеклом, глиной. Придают любому декору достойный и добротный вид. Владельцы загородных домов украшают свои двухметровые заборы коваными виньетками, сочетая ажурную вязь с каменной неприступностью. Те, кому привелось жить в хорошо охраняемых по периметру поселках, позволяют себе прозрачные ограды, целиком выполненные из кованых и литых элементов. Счастливые обладатели московской недвижимости располагают ковку и литье внутри квартир, в самых замысловатых сочетаниях.
Начиная от уже упомянутых каминных решеток и до домовой скульптуры где-нибудь в углу холла. Основные заказчики кованых и литых решеток, статуй и других габаритных украшений – государство и очень обеспеченные люди. Но разнообразие (в том числе и ценовое) сегодняшнего предложения дает возможность приобщиться к металлическим радостям представителям практически любого социального слоя. Правда, для кого-то этим металлическим символом благополучия послужит изящная винтовая лестница на второй этаж, а для кого-то – чеканка с изображением профиля Нефертити.
Цена изделий художественной ковки велика. На протяжении многих веков технология их изготовления почти не изменилась. Как и сотни лет назад, кузнец нагревает металл в горне, а потом кует на наковальне, используя кувалды, ручники, пробойники, гладилки, клещи, тиски – все те же проверенные временем инструменты. Не изменились и используемые материалы: сталь (черный металл) и, для изготовления декоративных вставок в композициях, цветные металлы (медь, латунь, бронза).
То есть цена кованого изделия складывается из цены металла плюс умения и фантазии мастера, придающего огнедышащему материалу конечную форму. Из чего складывается цена литого изделия? На процесс литья воздействует много тысяч различных факторов. Таких, как температура окружающей среды, температура заливаемого в форму металла, влажность воздуха, химический состав металла и формы, атмосферное давление. Это не считая угла наклона формы и скорости заливания металла.
То есть, как и в процессе ковки, все зависит от мастера, в данном случае литейщика, от его опыта и чутья. Кроме того, до начала самого процесса надо еще создать ту самую форму, в которую потом зальется горячий металл. Чем лучше, проработаннее и продуманнее форма, тем проработаннее и совершеннее сможет стать изделие. Но тут таится некоторый парадокс: самые лучшие формы (кокели) из стали и литьевые машины, подающие в них горячий металл под давлением, позволяют получить замечательно точные вещи с прекрасно проработанными мельчайшими деталями. Но стоит такое оборудование безумно дорого и, как следствие, используется только для производства качественного ширпотреба.
Оснастка для эксклюзивных вещей проще и дешевле. Изделие, вынутое из такой дешевой одноразовой формы, чаще всего требует ручной доработки (прочеканки). Опять руки мастера, и в результате – уникальная вещь, созданная все теми же: фантазией, мастерством и потом. В декоре литье сочетается с ковкой и не только. Металл режут, вытачивают, чеканят.
Золото и серебро наносят на изделие гальваническим способом. Металлические украшения создают в доме особый колорит, наполняют жилье новым смыслом. Но в этом интерьерном увлечении важно не заходить слишком далеко. Дом, ощерившийся металлом от пола до потолка, однажды может показаться клеткой. Текст: Татьяна Хейн | Фото: JPИсточник: