В последние годы дизайнеры интерьеров всего мира стали уделять пристальное внимание кухонной утвари и обстановке кухни в целом. Изначально кухня вовсе не служила местом приема пищи и уютных домашних посиделок. Из исторических хроник известно, что кухни использовались только для приготовления еды, иногда для шитья и глажения, там кормили кучеров и лакеев, словом, кухня неизменно была подсобным помещением, всегда с «черным» выходом, ведущим на лестницу дворового подъезда. В советские годы власти настаивали на том, чтобы жильцы пользовались только одним входом, как правило, черным, - таким образом вошедший в дом человек сразу оказывался на кухне. Так кухня стала самым популярным местом в квартире: до сих пор на кухнях учатся уроки, пишутся диссертации и принимаются гости. Основная бытовая техника прошлого времени – печь. В ней готовили еду, на ней сушили коренья, ягоды, солод, грибы. Петр I ввел в обиход дровяные плиты: в его летнем дворце в Петербурге была сооружена (естественно, на голландский манер) одна из первых плит. И все же в те времена в качестве плиты использовалась часть русской печи.
Русская (правильнее говорить «духовая») печь «работала» в двух режимах – летнем и зимнем. В первом случае образующиеся при сгорании горячие газы поступали сразу в трубу, а во втором дым устремлялся в лабиринт из дымоходов, попадал в отопительную камеру и затем вырывался наружу. Кухонное тепло использовалось для отопления всех помещений. Традиционно в русской кухне преобладают процессы томления, тушения и варения. Дело в том, что раньше использовали способность печи аккумулировать тепло: готовили пищу раз в день – утром, оставляли приготовленное в печи до обеда, и еда сохранялась горячей. Отсюда особенность русской кулинарной техники, сохранившаяся и по сей день: томленные в настоящей духовой печи щи – уникальное, ни с чем не сравнимое блюдо.
С введением плит варить и тушить стали меньше, а мясо научились жарить отдельными порционными кусочками вместо целой тушки. Кухонная утварь тоже изменилась. И здесь сказалось немецкое влияние – появились кастрюля, шумовка, противень и прочее. Петр обратился к русским умельцам с призывом выпускать «всякую свою посуду, добрым мастерством применяясь против заморского».
Так в 1724 году была создана знаменитая фабрика А. К. Гребенщикова, где стали делать посуду из обожженной глины с цветной эмалью, а также фаянс и фарфор. Специфика приготовления пищи, стиль бытовых приборов и интерьер кухни во все времена были отражением друг друга. В начале XIX века никаких специализированных механизмов и приспособлений для приготовления кушаний не было предусмотрено – в основе вида кухонной утвари лежали смекалка и изобретательность хозяйки. Елена Молоховец, например, в своей знаменитой книге «Подарок молодым хозяйкам» рекомендует процеживать бульон через опрокинутую табуретку, на ножки которой натянута тканевая салфетка. Основными устройствами, отдаленно напоминающими современную бытовую технику, стали механические терки и мясорубки. Первые упоминания о мясорубке встречаются в конце XIX века и то за границей.
На выставке в Буффало (США), представляющей собой нечто вроде выставки достижений народного хозяйства, мясорубка произвела фурор. Пресса всячески хвалила новоиспеченный механизм и говорила о триумфе невиданных приспособлений на кухне, существенно облегчающих труд тогдашних хозяек. В каталоге той же выставки можно встретить первую терку барабанного типа «для протирания редиски, кокосов, тыквы, лимонов, сыра, кабачков и т. д.». Естественно, эти достижения технического прогресса занимали очень много места в кухне, весили не один килограмм, их было сложно мыть, и они быстро ржавели. В России же в это время для измельчения продуктов по старинке пользовались ступкой, простой металлической теркой и ситом.
Почему-то именно на XIX век пришелся бум создания многочисленных кухонных новшеств: более 185 патентов было зарегистрировано только для одних кофемолок и около 500 – для всякого рода картофеле - и яблокочисток. Появляются первые тостеры, и даже наполнители сосисок. Любопытный факт: в американской литературе первое, немного саркастичное упоминание о чем-то похожем на посудомоечную машину встречается еще в 1867 году, в книге Луизы Мэй Олкотт «Хорошие жены»: «…бесполезные скобяные товары: от игрушечной копилки для медяков до чудесного бака, моющего посуду паром и грозящего взорваться во время этой процедуры».В русской традиционной кухонной обстановке перечень скобяных товаров насчитывает более 700 единиц: таганки, чапельники, ухваты, вальки (ныне – скалка), формы для выпечки и пасхи. Таганок – это или обруч на ножках, служивший подставкой для посуды, если пищу готовили прямо на огне, или плоское железное кольцо диаметром 175 мм на трех приваренных к нему ножках. Чапельники (приспособление для посадки и выемки сковороды из печи) пред-ставляли собой длинные (от 45 до 50 см) железные стержни с небольшим разветвлением на конце. Стержень чапельника насаживался или вставлялся острым черенком или надевался втулкой на деревянную рукоятку.
Уникальный прибор для кипячения воды, аналогов которого нет ни в одной другой стране мира, – самовар. В прошлом в каждом доме самовар занимал важное место в интерьере гостиной или столовой, куда выносился из кухни специально для чаепития. Во время трапезы его ставили на стол или на специальный столик, чай разливала хозяйка или старшая дочь. Самовар состоял из вазы (в ней – жаровня для угля с трубкой), ручек, конфорки заварного чайника, носика с ключом. Постепенно самовары стали походить на чайники, а не на декоративные вазы, становились все проще и строже, и, наконец, стали электрическими.