Планируя будущий интерьер, мы исходим, как правило, не только из личных вкусовых пристрастий и симпатий к тому или иному стилю. Здравый смысл подсказывает, что в этом вопросе следует ориентироваться на множество факторов, в том числе на предположительную стоимость готового проекта, быть может, имеющиеся дорогие сердцу аксессуары или предметы мебели, которые хотелось бы вписать в обстановку, и т. д. Кроме того, подспудно мы всегда выбираем и ту цветовую гамму, в которой чувствуем себя наиболее комфортно. Действительно, о влиянии цвета на человека написано очень и очень много. Все мы знаем, что красный довольно агрессивен, и жить в стенах этого тона может позволить себе далеко не каждый. Оттенки синего, напротив, действуют успокаивающе на нервную систему, поэтому нередко именно они ложатся в основу создания интерьера спальни. Детской комнате мы, как правило, стараемся придать яркие и жизнерадостные тона – оранжевого, желтого, зеленого, – понимая, насколько важно для ребенка ощущение радости, порой с некоторым оттенком беспечности. Собственно, о каждом цвете спектра можно вспомнить какие-то существенные моменты, которые мы непременно учитываем при создании будущего жилья. Однако всегда ли мы задумываемся, сколь тесно взаимосвязаны цвет и стиль? Ведь последний, как явление, исторически сложившееся не вдруг и не в одночасье, имеет вполне определенные культурные традиции. И, исходя из этого, следует признать, что далеко не каждый цвет имеет право на существование в том или ином интерьере.
Или, если сказать иначе, более деликатно: не каждый стиль допускает использование всех без исключения цветов. Конечно, кто-то возразит, что фантазия дизайнера – материя сугубо индивидуальная и непредсказуемая, имеющая право на самореализацию и творческий эксперимент. Однако вспомним, что дизайнер творит прежде всего в угоду не собственным творческим амбициям, а заказчику, то есть нам с вами. А значит, интерьер жилого пространства должен служить прежде всего комфортному в нем пребыванию. За небольшим процентом исключений, когда заказчик сам просит автора создать для него нечто экстравагантное и на свет появляются, например, красные стены и черный потолок и иные самые невероятные сочетания, цвет все-таки вписывается в заданную тематику и «работает» в тандеме со стилем. Как известно, для разных исторических эпох были характерны определенные цветовые сочетания, особая палитра. Поэтому, создавая сегодняшний интерьер и обращаясь к тому или иному стилю, не стоит пренебрегать канонами, которые складывались в течение долгого времени. Итак, обратимся к наиболее распространенным способам оформления внутреннего убранства дома. В первую очередь к ним стоит отнести вариации на классические темы.
Например, стилей барокко, классицизма или модерна. Модерн в этом смысле наиболее эклектичен. Не секрет, что эстетика этого художественного направления, возникшего на рубеже ХIХ–ХХ веков, чрезвычайно богата и разнообразна. Рубеж веков явился своего рода попыткой осмысления и обобщения эстетического опыта человечества, художественных традиций Запада и Востока, Античности, Средневековья, классицизма, романтизма и т. д. Из одного только перечисления терминов становится понятно, насколько богата палитра искусства модерна, и в частности интерьера. Модерн стремился впитать в себя все. И, как ни удивительно, ему это удалось. С тех самых пор мещанская вкусовщина и неимоверная пошлость идут рука об руку с утонченным символизмом и изысканными изобразительными средствами. Сложная историческая подоплека, определенное упадничество, кризис мироощущения той эпохи привели к тому, что интерьер в стиле модерн формировался как своего рода шкатулка, в которой собрано все необычное, странное и фантастическое.
В соответствии с этим был обусловлен и выбор цветовой гаммы. Трудно представить себе интерьер в стиле модерн, выполненный, скажем, в светлых пастельных тонах. Небесно-голубые или телесно-розовые оттенки в этом случае абсолютно неприемлемы. Эстетика модерна тяготеет скорее к пессимистическому взгляду на мир, а значит, подразумевает темную, несколько блеклую палитру. Для интерьера в духе модерна характерны оттенки фиолетового и синего, зеленого, темные бордово-красные сочетания. Стоит обратить внимание и на цветовую гамму декоративных элементов, формирующих такой интерьер.
Чаще всего в их роли выступает натуральное дерево, которое, опять-таки, должно быть выдержано в темных тонах. Впрочем, как уже говорилось, модерну всегда была свойственна определенная эклектичность, поэтому не следует бояться необычных цветовых сочетаний, а также акцентов в виде всевозможных аксессуаров, на первый взгляд мало подходящих друг к другу. Далеко не каждый цвет имеет право на существование в том или ином интерьере. Полную противоположность палитре модерна представляет собой цветовая гамма стиля классицизм, который явился естественным и закономерным для определенных этапов художественного развития стремлением найти точку опоры в меняющемся мире, обрести уверенность в будущем, спокойствие и эмоциональную уравновешенность. Для классицизма характерны ясные и завершенные представления о пространстве и времени, о строгих, замкнутых, размеренных, проверенных классикой формах. Исходя из этого, интерьер в стиле классицизм – это не только пропорциональное и гармоничное пространство, это обстановка, выполненная в светлых и спокойных тонах, исключающая что бы то ни было кричащее, способное внести диссонанс в общую картину.
Для такого интерьера характерно большинство оттенков пастельной гаммы. Обычно приверженцы классики выбирают сочетание белого цвета с беж, желтым или голубым. Собственно, подобное цветовое решение считается традиционным для основного направления классицистического убранства - именно в такой цветовой гамме до нас дошла большая часть дворцовых интерьеров второй половины ХVIII века – эпохи, когда в России господствовал этот стиль. Однако классицизм подразделяется на несколько направлений, и потому варьирует его цветовое решение.
В частности, так называемый «Александровский» классицизм тяготеет к отделке, в которой основной акцент делается не только на лепные украшения, но и на позолоту, а в интерьере обязательно присутствуют зеркала. Но сочетание пастельных оттенков и белого цвета остается характерным практически для любых интерпретаций в стиле классицизма. В отличие, скажем, от барокко, которое тяготеет не просто к пышности и роскоши изобразительных средств, но и продолжает тему «богатства» в цветовой палитре. Для барокко приемлемы яркие и насыщенные тона - интерьер в этом стиле может быть решен в ультрамарине или в красном и малиновом цветах. Главное условие – обилие позолоченных деталей.