Первое ощущение - неловкости. Раньше как-то не приходилось бывать в гостях так, чтобы дом был, а хозяин отсутствовал. Однако хозяин — человек, во-первых, гостеприимный и великодушный, а во-вторых — очень занятый и вечно в разъездах. Впрочем, московская квартира Валерия Леонтьева совсем не похожа на заброшенное жилье вечного гастролера. Наоборот, все продумано, организовано и знает свое место. На воплощение столь необычного дизайнерского проекта ушли долгие-долгие месяцы, в течение которых замыслы певца воплощал его друг — архитектор и дизайнер Павел Фридман. Он же согласился рассказать, как, собственно, строилась эта звездная обитель."Только не называйте меня домоправителем или мажордомом, — говорит Павел, — а то любит ваша братия вычурные выражения. Называйте просто завхозом". Павел, конечно, скромничает — никакой он не завхоз, а человек, наделенный большим дизайнерским талантом.
Создать такую квартиру мог бы разве что алхимик-звездочет, настолько вся она — сплошная фантасмагория. Значит, все, что здесь есть, придумано и сделано вами? Нет, я просто реализовал мечту Валеры, вот и все. И трудно строить чужой замок? Очень трудно. Прежде всего потому, что он чужой. То есть пришлось влезть в шкуру другого человека и смотреть на все его глазами?
Пришлось. И эта квартира получилась такой неожиданной, потому что Валера так хотел. Но, несмотря на то что мы дружим почти четверть века, я ведь — не он. У нас во многом расходятся вкусы, разные представления о красоте. Так что была приличная борьба, где-то я уступал, а где-то он. Я ведь считаю, что квартира — это место, куда можно прийти, отдохнуть, а он больше хотел удивить. Поэтому я все время спрашивал, уточнял. Это тяжело, Валера все время на гастролях, его месяцами не бывает дома, а в процессе проектирования все время возникала необходимость советоваться, утверждать эскизы, принимать решения. Поэтому процесс затягивался, а Валере, как всегда, все нужно вчера.
Но в итоге получилось нечто совершенно уникальное. Хотя, быть может, не мне об этом судить. Но другой такой квартиры точно нет. Ни у кого. Сначала осматриваем гостиную. С одной стороны, это комната, в которой можно просто посидеть на диване и посмотреть телевизор, с другой — концертный зал со сценой и роялем. Идея этой гостиной комнаты исходила из требований домашнего кинотеатра.
Нужно было учесть удобное расстояние от экрана, оптимально разместить колонки. И я предложил построить подиум, куда встроили кинотеатр и технику, а наверху разместили рояль. Получилось как концертная сцена. Второй и третий этажи делали отдельно.
Заняло это года два. Потом, когда уже соединяли первый этаж с отстроенными вторым и третьим, Валере пришлось съехать с квартиры на полгода. Мы за это время прорезали отверстие в потолке и сделали лестницу. У рабочих были свои требования, они предлагали другие варианты лестницы, с маршами. Я с ними ругался, добивался, чтобы выполнили так, как было спроектировано на наших эскизах. К тому же пришлось перестилать крышу, потому как старая протекала. Все это переделывалось вручную.
Честно сказать — было невесело. Не говоря уже про то, что требовалось сделать согласование второго и первого этажей. Технически это было очень сложно. Получается, что второй и третий этажи изначально не планировались?
Борис Моисеев: «В моём доме много открытого пространства и свободы» Артемий Троицкий: «Мыть посуду я люблю больше всего!» Антон Табаков: «В моем доме отличное биополе» Александр Песков: «Подбирать интерьер мне помогал астролог» Аркадий Укупник: «У нас в каждой комнате три угла» — Сперва у Валеры был только один этаж. Наверху тогда располагалась коммуналка, и ее никто не собирался покидать: в центре, в таких вот домах, люди относятся к своим метрам очень трепетно. Затем вдруг жильцы решились съехать, и Валера на пару с соседом выкупил эту квартиру. А потом появилась возможность приобрести и чердак, тоже напополам с соседом. После этого, с учетом появления чердачного пространства, пришлось изменять эскизы второго этажа. Можно представить, как Валерия соседи ненавидели! Здесь и соседей-то нет. Внизу, получается, он сам, а сбоку — никого.
За разговором поднимаемся на второй этаж. Здесь множество книг. По стенам картины, где в качестве главного персонажа — хозяин дома. И еще камин, который делает спальню по-хорошему старорежимной. Валера очень хотел, чтобы камин был именно в спальне. Но у камина свои требования, надо учитывать длину трубы и другие параметры.
При этом строители твердили, что трубу они могут вывести только наверх, а нас это не устраивало. К тому же не хотелось уменьшать площадь комнаты за счет камина. В конечном итоге мы вставили этот камин в окно. То есть окно как было, так и осталось, мы его не имели права трогать, просто разместили в нем камин, уплотнили, с внешней стороны оставили рамы, а в капитальной части стены сделали топку.