Средневековая европейская традиция украшать стены текстилем оказалась на удивление живучей. С развитием моды и появлением все новых технологий и материалов этот старый, проверенный временем способ декорирования жилого пространства продолжает сохранять свои позиции. В сегодняшнем интерьере настенный текстиль становится своеобразным синонимом таких понятий, как «высокий стиль», «хороший вкус» и «элитная отделка».В самом деле, стоит пробежаться по залам любого петербургского дворца или окунуться в атмосферу загородного особняка XVIII–XIX вв., и станет абсолютно очевидно, насколько настенный текстиль был некогда популярен у представителей богатых сословий. А уж они-то знали толк в красивых вещах! В знатных европейских домах уже в XVIII веке было принято затягивать стены бархатом, шелком или парчой, расчленяя их дверными проемами, окнами с массивными карнизами и украшая картинами. В это время во французском быту появляется будуар – маленькая личная гостиная, стены которой декорируются, как правило, роскошным текстилем. Известно, что именно французы ввели моду драпировать стены всевозможными ткаными покрытиями. От них-то и пошла традиция оклеивать текстилем стены индивидуальных покоев, в основном спален, будуаров и кабинетов, привнося в интимную обстановку этих помещений дополнительную теплоту и уют. Однако «комфорт, любезность и приличие» становятся ведущей идеологией жилого интерьера не только во Франции, но и повсеместно в Западной Европе.
Вослед за французской и отечественная знать старалась не отставать от новых веяний: наряду с использованием мрамора и ценных пород древесины, которые служили обязательным атрибутом любого состоятельного дома вплоть до революции, текстиль был в не меньшем почете. Конечно, с течением времени он переживал взлеты и падения. Так, например, очередной виток популярности текстиля в декорировании интерьеров Россия испытала в начале XIX века - в моду буквально ворвались стены, украшенные штофными обоями, рытым бархатом и гобеленами, а также декоративными панно с натянутыми на них на манер подрамников тканями. Плиссе, гофре и всевозможные драпировки на стенах – вот что отличало убранство внутренних покоев практически любого богатого дома. Не менее благодатным в этом смысле периодом стала и эпоха модерна: особняки рубежа XIX–XX столетий щедро украшались не только деревянными панелями и столь излюбленными в интерьере зеркалами, но и не менее изысканными по декору настенными тканями. В советское время текстильные обои не пользовались спросом, главным образом по причине их отсутствия. Долгие десятилетия отделочные покрытия для декорирования жилого интерьера отличались не просто крайне небогатым ассортиментом, а откровенной скудостью. Лишь совсем немногие материалы (как правило, привозные) могли претендовать на роль по-настоящему эксклюзивных. Обои не стали исключением: почти всегда бумажные, не радующие глаз вариантами фактур и расцветок, они полностью соответствовали духу времени.
Поэтому существовавшее некогда в России разнообразие штофных обоев стало историей и воспринималось исключительно как элемент отделки интерьеров дворцов и музеев. Лицом к текстилю В конце XX века на российского потребителя в буквальном смысле слова обрушился целый шквал всевозможных достижений цивилизации в области интерьерной моды. В том числе, перевернув наши представления и о таком сегменте рынка, как настенные покрытия. Безусловно, привычные для большинства бумажные обои не канули в небытие, а, напротив, предстали в широчайшем ценовом и видовом разнообразии. Однако наряду с ними мы получили возможность выбирать из огромного множества иных материалов. Текстильные обои можно отнести к разряду относительных новинок, поскольку, хорошо забытые, они переживают сегодня настоящий ренессанс. Традиционно считалось, что «тканые наряды» не подходят для так называемых гостевых зон жилого дома, а тем паче для общественных интерьеров.
Причина хорошо известна: текстиль не обладает достаточной прочностью и стойкостью к различным внешним факторам, таким, как освещение, запахи и т. п., а значит, может использоваться преимущественно в приватной части жилища. Тем не менее нынешние текстильные обои уверенно разрушили существующие издавна стереотипы и в корне изменили наше к ним отношение. При всей своей изысканности и богатом декоративном исполнении ткань на бумажной, как правило, основе, предназначенная для наклеивания на стену, по своим практическим свойствам сегодня нисколько не уступает прочим покрытиям, демонстрируя идеальный компромисс эстетических и высочайших технологических свойств.-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------В знатных европейских домах уже в XVIII веке было принято затягивать стены бархатом, шелком или парчой.----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Можно быть абсолютно уверенным в том, что нынешние текстильные обои придадут изысканность и изящество любой обстановке, будь то интимная зона спальни, кабинета, детской комнаты или огромной гостиной, задуманной для частых светских приемов. Этому, кстати, способствует не только высокая прочность покрытий, но и широчайшее разнообразие цветов, рисунков и фактур, благодаря чему текстильные обои можно подобрать сегодня практически ко всякому интерьеру, вне зависимости от его назначения и стилистики. Впрочем, есть у текстиля и недостаток - на фоне огромного рынка отделочных и строительных материалов тканевые обои по-прежнему продолжают оставаться одним из самых дорогих способов декора.