Это у взрослых – спальни, гостиные, кабинеты, мастерские и прочие бильярдные. У ребенка все это разнообразие сосредоточено в одной комнате. Поэтому, оформляя детскую, помните, что это – целая страна! Психологи считают, что начиная с двух лет человеку для полноценного развития необходима своя собственная территория. Даже взрослому для психологического комфорта положено хотя бы два часа в день проводить в полном одиночестве (либо просто без общения), что уж говорить о маленьком человеке, который только развивается! Кроме того, личное пространство, где ничто и никто ребенка не отвлекает, где все устроено к его удовольствию, создает атмосферу, в которой, собственно, и происходит становление его личности.
Здесь он постепенно начинает осознавать себя как отдельное существо, учится сосредотачиваться, творить и работать. Поэтому, даже если вы не в состоянии обеспечить вашему малышу отдельную комнату, вы должны обязательно отдать ему в пользования хотя бы небольшой уголок, четко выделенный из общей жилплощади. Домашняя география Личная комната для ребенка – это место, где проходит вся его жизнь, кроме разве что питания и гигиены. Именно поэтому детская – это одновременно и спальня, и кабинет, и гостиная, и игровая, и спортзал, и художественная мастерская, и еще все то, что захотите вы или ваш ребенок. Какая бы крохотная комната ни досталась маленькому человечку, все равно придется подумать о том, как поделить ее на функциональные зоны.
Основных таких зон можно выделить три: зона сна и отдыха, зона игр, зона учебы и работы. Если же детей у вас двое и они проживают вместе в одной детской, ваша святая обязанность – поделить комнату еще и по этому принципу. Единственное, что может быть у юных жильцов общим, – это игровая зона. Разделение на личные «апартаменты» можно сделать и без явных перегородок. Умножьте на два основной набор предметов мебели для жизни: кровать, шкаф, письменный стол. Расположите их в разных концах комнаты, чтобы дети друг другу не мешали. А посередине пусть будет «игровой ковер» – нейтральная полоса на границе двух стран. Некоторые дизайнеры советуют подобрать для детей мебель и текстиль по цвету – каждому свой фирменный оттенок-код. Можно сделать деление на зоны и более очевидным, отгородив спальное или учебное место каждого ребенка шкафом или стеллажом. В целях экономии места спальную зону (или попросту кровать) можно с успехом спрятать под пол соседней зоны – достаточно этот пол немного приподнять.
Если в одной части комнаты вы сделаете подиум с лесенкой высотой 50–60 см, наверху расположите учебное место, а внутрь подиума поместите выдвижную кровать, то вторая часть комнаты останется свободной для отдыха и игры. Другой экономичный вариант – кровать на 2-м этаже (также с лесенкой), а под ней – мини-кабинет. Комната-личность: «растет» вместе с хозяином В той же мере как гостиная – это отражение внутреннего мира хозяев дома, так и детская – место, где сходятся все интересы вашего малыша и проявляется его индивидуальность. Психологи считают, что свое собственное мнение есть даже у трехлетних карапузов, и при планировании (или возрастной переделке) интерьера детской нужно обязательно его учитывать. В этом возрасте уже вполне обозначены цветовые пристрастия, вкусы, а также творческие склонности каждого ребенка – к рисованию, конструированию, подвижным играм и т. д. Именно на ребенка нужно ориентироваться, покупая шкафы для игрушек: сколько, какого размера и фасона. С другой стороны, родители должны понимать, что для такого нежного возраста особенно верно утверждение о том, что «бытие определяет сознание». Поэтому ваша задача – оформить комнату так, чтобы ребенок вырос в атмосфере, которую вы считаете полезной для его духовного развития и которая бы не шла вразрез с остальным пространством вашей квартиры. Единственное, что советуют специалисты, – это не увлекаться архитектурными изысками вроде арок, колонн или японских стенных ниш: ребенок все равно не сможет по достоинству их оценить. Гораздо важнее для него мобильность интерьера, то есть возможность хоть иногда что-то менять или переделывать.
Как вы понимаете, комната для грудного малыша и «детская» для подростка – это две принципиально разные комнаты. Если вы много лет живете в одной и той же квартире, «перелицовывать» детскую вам придется как минимум трижды. Когда ребенку 2–3 года, для него важен размер игровой зоны: она должна быть максимально просторной и максимально чистой. Ползая и кувыркаясь, ваше чадо будет проводить здесь большую часть времени. Начиная с 4–6 лет в интерьере появляются предметы из «серьезной» жизни – рабочий стол (пока миниатюрный), книжные шкафы. Кроме того, самое время увеличить активную зону: к примеру, установить спортивный комплекс или качели.
Когда же ребенок входит в подростковый возраст (10–15 лет), комната обычно тоже «прощается с детством»: игровая зона полностью исчезает (либо преобразуется в танцевальную), стены отдаются на откуп хозяину (который чаще всего обклеивает их любимыми картинками или постерами), в целом же комната начинает напоминать кабинет или студию.