Приветствую Вас Гость!
Суббота, 19.08.2017, 19:35
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Категории

Популярные записи

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Метки

Архив

Главная » 2010 » Июль » 5 » Его высочество фасад
12:50
Его высочество фасад

Его высочество фасадВеличественные пирамиды, "дома вечности", поражающие воображение убранством и планировкой залов и переходов, имеют лишь один недостаток: их никак не отнесешь к жилому фонду.. Древнегреческий храм являлся местом общения свободных граждан с правителями, на площади перед ним проходили все крупные события в жизни города. Поначалу храмы строились в виде небольшого прямоугольного помещения с двумя колоннами на восточном фасаде - так называемый антовый храм. Позже начали возводить храмы-простили - уже с четырьмя колоннами. В VI-VII вв. до н. э. появились периптеры - прямоугольные сооружения, окруженные со всех сторон колоннами. Они-то впоследствии и стали классической формой в архитектуре.

Важным достижением творческой мысли этого периода стало создание ордерной системы. Для непосвященных - ордер - это определенный порядок в расположении архитектурных элементов. Он включает в себя несущие части - колонны с базой и капителью ( о них чуть позже ) и несомые - все то, что опирается сверху и называется красивым словом "антаблемент". Вернемся к колонне - опирается она, естественно, на базу, а сверху ее завершает капитель. Капитель может быть довольно простенькой и незамысловатой в дорическом ордере и весьма витиеватой с растительным орнаментом - в коринфском. Есть еще ионический ордер - названия свои они получили от племен и областей Древней Греции.

Классический период истории Древней Греции знаменит созданием знаменитого афинского Акрополя с его великолепными памятниками. Наиболее известен Парфенон - основное святилище греков. Совершенство пропорций, правильно выбранная масштабность здания, расположение в самой возвышенной части города - все это подчеркивает его красоту и монументальность. Для того чтобы придать зданию стройность и легкость, древние зодчие поставили колонны с малозаметным уклоном внутрь. Творения древнегреческих архитекторов послужили источником творческого вдохновения для зодчих Древнего Рима. В 80-м г. н. э. был воздвигнут амфитеатр Колизей. Это грандиозное сооружение вмещало до 50-ти тысяч зрителей.

На фасад Колизея выходят три яруса одинаковых проемов, перекрытых арками, - так называемые аркады. Небольшие колонны здесь уже не выполняют несущих функций, а используются как декоративный элемент. Еще больший интерес вызывает к себе Пантеон (125 г. н. э.). Его внушительное внутреннее пространство перекрыто огромным куполом без дополнительных опор. Опирается купол на 6-метровые стены храма. Фасад украшен портиком коринфского ордера (портик - это открытая колоннада, установленная у наружной части стены).

Легкие, высокие колонны и массивные стены здания создают небывалый контраст. В X-XI вв. в Европе зарождаются характерные черты средневековой архитектуры - появляется романский стиль. Это суровые по внешнему виду каменные, с мощными стенами и башнями, монастырские комплексы, укрепленные замки, соборы. Замки феодалов возводились, как правило, из камня или кирпича, стены были толстыми, со щелевидными окнами. Позднее окна стали делать стрельчатыми или подковообразными. Стены храмов снаружи дополнялись вертикальными выступами - контрфорсами, ставшими впоследствии основным архитектурным элементом. Фасады зданий украшались декоративными поясками, арками, иногда - скульптурными фризами. К наиболее известным памятникам романской архитектуры относится собор в аббатстве Клюни (XIII в.). В конце XI - начале XII вв. во Франции на базе средневековой романской архитектуры появилось новое направление в зодчестве - готический стиль, достигший своего расцвета в XII - XIV вв. Примером ранней готики может служить всемирно известный собор Парижской Богоматери (1250 г.). В нем еще можно увидеть массивность романской архитектуры, но уже начинают преобладать динамичные формы - стрельчатые арки, вертикальные членения, большие окна с тонкими простенками, появляются ажурные детали. Колоссальный по размерам, но в то же время кажущийся легким и динамичным Рейнский собор расчленен не только вертикальными, но и горизонтальными карнизными линиями на несколько объемов.

Здание обильно украшено различными архитектурными деталями, которые почти полностью закрывают его конструктивную основу и еще больше подчеркивают его легкость и невесомость. Стрельчатые арки, остроконечные крыши, башни, архитектурные детали из резного камня, скульптуры на фасаде - это все готика. А в затылок ей уже дышит эпоха Возрождения. Стрельчатые арки и своды готических сооружений Ренессанс меняет на цилиндрические и крестовые своды. Фасады зданий отныне облицовываются естественным камнем или оштукатуриваются, проемы обрамляются наличниками из камня. Весьма широко разворачивается строительство гражданских зданий - жилых домов для знатных горожан и вельмож. Это палаццо - замкнутое жилище с внутренним двориком, окруженным ажурными лоджиями. На фасадах широко используются ордера и рустовка стен.

В конце XVI в. появляется новый стиль - барокко. Его отличительной чертой является замена простых и логических композиций сложной планировкой, резкими контрастами объемов и другими эффектами. Этому стилю присущи вычурные архитектурные элементы, пышная отделка зданий лепкой, резьбой, скульптурой. Типично в стиле барокко выстроена римская церковь Джезу (1584г.) Ее фасад расчленен парными пилястрами (вертикальными выступами в стене), в изобилии присутствуют выступы, ниши, скульптуры. В начале XVIII в., в последние годы правления Людовика XIV, в некоторых странах стиль барокко перерос в более манерный стиль рококо. Его отличает криволинейность планов помещений, плавные переходы поверхностей стен в потолок. Большинство построек - частные дома французской аристократии. Комнаты в таких особняках часто имели искривленные очертания, окна были очень большими, почти от пола.

В конце XVII в. начинает набирать силу классицизм, "взявший в работу" наследие античности и эпохи Возрождения. Этому направлению свойственны простота форм, строгость пропорций, геометрическая четкость планов и членений фасадов, господство прямых линий и отказ от декоративных излишеств. Классицизм раннего периода - это Версальский ансамбль во Франции. В комплекс зданий входят дворец короля, корпуса для министров, здания кухонь и другие служебные помещения. Все постройки оформлены в едином стиле. Фасады корпусов поделены на три яруса. Нижний отделан рустом, средний - самый крупный - заполнен высокими арочными окнами, между которыми расположены колонны и пилястры. Верхний ярус укорочен, завершается балюстрадой (ограждение из фигурных столбиков с перилами) и скульптурными группами.

На рубеже XIX-XX веков в архитектуре сформировался стиль модерн (франц. "новейший"). Он характеризовался нарочито манерными, вычурными, лишенными логики формами, применением больших фигурных проемов, изогнутых карнизов, криволинейных архитектурных балок. Весьма интересен испанский модерн, нашедший единственного в своем роде исполнителя - Антонио Гауди. Наиболее известная его работа - церковь Саграда Фамилия (Святое Семейство) в Барселоне. Хотя храм еще не достроен, он поражает каждого, кто увидит его. Издали он похож на готический собор, вблизи напоминает остатки кораллового рифа.

Любая работа Гауди поражает воображение - будь то дом Батло, стены которого облицованы битым стеклом различных оттенков. Главный фасад напоминает змеиную кожу, конек крыши топорщится шипами - дом кажется таинственным живым существом. Дом Мила выглядит глыбой застывшей лавы, в которой вырублены пещеры - окна и балконы. В отличие от Гауди, не менее известный французский зодчий Ле Корбюзье совсем иначе представлял себе основные принципы архитектуры. "Дом - это машина для жилья".

Отсюда - стремление предельно геометризировать формы здания, придать им очертания прямоугольника, круга. Ле Корбюзье сформулировал свою доктрину так: гибкая планировка плана, свободное решение фасада, сплошная лента окон, плоская крыша, постановка здания на опоры (чтобы сохранить зеленую зону). В 1935 году в Москве архитектор построил здание Центросоюза (ныне ЦСУ), похожее на гигантский стеклянный экран. В начале XX-го века в зодчестве многих стран начинает господствовать академизм (воспроизведение форм классической архитектуры) и эклектизм ( отсутствие единства, смешение в одном архитектурном произведении различных стилей). На новые типы зданий механически переносились старые традиционные формы: их украшали колоннами, портиками, башнями, придававшими сооружению архаический характер. В другую крайность впадали архитекторы, создавая первые небоскребы - они возводились в виде грандиозных коробок без каких-либо элементов архитектуры. В дальнейшем их начали украшать готическими шпилями, римскими кронштейнами, деталями эпохи Ренессанса, которые при новых конструкциях и материалах утратили всякий смысл.

В отечественной архитектуре заметный след оставил конструктивизм. Здания, возведенные крайними конструктивистами, отличались абстрактностью объемов, нагромождением их один на другой, членением зданий на кубы, параллелепипеды. Именно так в Москве в 1929 году был построен клуб им. И. В.Русакова - в виде гигантской шестерни. Театр Советской Армии сооружен в форме пятиконечной звезды.

Такая форма привела к неудобству в планировке помещений и удорожанию строительства. В 60-е годы основным содержанием зодчества стало массовое жилищное строительство. Был сформирован новый тип жилища - пятиэтажные дома с предельно скромной отделкой, минимальным метражом. Создавалось жилье, доступное потребителям. Прошло не так уж много времени - и картина полностью изменилась. На фасадах домов, кроме балконов и лоджий, появились эркеры, стали широко применяться мансардные этажи.

Разрабатываются варианты фасадов с рельефной отделкой панелей и применением доборных архитектурных деталей. В Москве по авторским (порой - довольно интересным) проектам возводятся многоквартирные, а в коттеджном Подмосковье - элитные дома, создатели которых обращаются в своем творчестве к традициям архитектуры. Наталья Парфенова Источник:

Категория: Технологии строительства | Просмотров: 178 | Теги: отделка, проект

Другие новости

Изобретение, которое никогда не поздно улучшить
Почему японотелевизор боится евроремонта?
Облицовка клинкерной плиткой лестницы
День закрытых дверей
Стеклянный дом: невозможное возможно
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]