Известнейшие мебельные фирмы Европы наперебой приглашают к сотрудничеству дизайнеров из Японии. В этом году на Миланском салоне, пожалуй, не было ни одной сколько-нибудь громкой коллекции, среди авторов которой не значилось хотя бы одно японское имя. А сами японцы между тем с удовольствием приглашают к себе дизайнеров других национальностей. И прежде всего скандинавов, среди которых одни из самых заметных — архитектурное бюро «Клаессон Койвисто Руне».Несмотря на то, что скандинавы и японцы живут в противоположных концах Земного шара, по части интерьера их вкусы совпадают. И тех, и других отличают любовь к натуральным материалам и спокойным оттенкам, лаконизм, технологичность, а также виртуозное умение превращать простое в изысканное и элегантное.«Больше хороших вещей на каждый день» и «Форма должна идти рука об руку с функцией» — вот две основные заповеди скандинавского дизайна.
Долгая зима заставляет жителей Скандинавского полуострова и соседних с ним стран относиться к домашнему обустройству с особым вниманием: раз уж приходится сидеть в четырех стенах, так пусть в них будет удобно, спокойно и без всяких там раздражающих факторов. А собственно термин «скандинавский дизайн» родился в 1950 году, после того как в Америке с триумфом прошла выставка мебели из Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии. Всему миру стали известны имена Арне Якобсена (КО, № 5), Вернера Пантона (КО, № 8) и Алвара Аалто (КО, № 9) — великих дизайнеров, которых на их родине по сей день чтут как национальные святыни. Потом, правда, страсти поутихли. И датчане, и шведы, и финны, естественно, продолжали выпускать мебель, но прорывов международного масштаба почти не было.
В 1980 году группа самоироничных молодых людей из Осло в шутку даже отслужила заупокойную мессу по скандинавскому дизайну. Но слухи о его смерти оказались сильно преувеличенными. В последние несколько лет о северянах говорят все громче, а мебельные выставки в Стокгольме и Копенгагене привлекают все больше участников и зрителей. Мортен Клаессон, Ээро Койвисто и Ола Руне далеко не последние в списке тех, о ком говорят. Они познакомились в Университетском колледже искусств, ремесел и дизайна в Стокгольме, который окончили в 1994 году. Годом позже основали архитектурное бюро универсального профиля: бюро проектирует здания, интерьеры, мебель и мелкие предметы бытового назначения. Большинство проектов выполняются в соавторстве, поэтому, если вы увидите на каком-либо предмете пометку «дизайн Клаессон Койвисто Руне» (в английском написании именно так, без кавычек и знаков препинания), то знайте — под сложным именем скрывается не один человек, а сразу трое. Они так же ловко гнут фанеру, как Аалто, так же изящно распоряжаются формой, как Якобсен, и так же охотно экспериментируют с материалами и технологиями, как Пантон. Стоит им выпустить новинку, как ей тут же присуждают какой-нибудь приз, номинируют на премию или включают в коллекцию музея.
В чем причина такого успеха? Отвечает Ээро Койвисто: «Я всегда говорю своим студентам — пытайтесь найти собственный язык, даже если ясно видите тенденцию. Избегайте делать вещи, популярные сию секунду. Только тогда вы сформируете свой стиль — а это и есть самое главное в нашей работе».Источник: Журнал "Квартирный вопрос"