Валентин Юдашкин не просто один из немногих российских кутюрье, добившихся успеха и дома, и на Западе, а безусловная звезда мировой высокой моды. «Собственник» побывал в тихом московском центре и поговорил с хозяином удивительной, противоречивой и вместе с тем гармоничной квартиры. Валентин, вы человек чрезвычайно популярный, но в вашем интерьере нет акцента на «звездности»Я этого всего очень не люблю. Для всяких, так сказать, подтверждений моей известности есть работа, офис. Я всегда хотел, чтобы дома мне ничто не напоминало о работе, дом – это для души.
Все преходяще, а классика вечна – вы согласны? В общих чертах да. А если вы имеете в виду интерьер… Конечно, я бы не назвал его классическим на 100, но классика доминирует. В моей жизни и творчестве были разные периоды, период модерна, еще много разных… Но сейчас я спокойно чувствую себя именно в таком интерьере.
Каждый предмет здесь связан с другими и создает цельный образ. Но образ не статичный, он способен меняться. Больше того, я считаю, что интерьер дома обязательно должен меняться. Мебель, аксессуары, цветовая гамма не должны «врастать» в свои места.
Дом должен жить не только жизнью человека, но и своей собственной! Насколько для вас важно место, где находится ваш дом? Оно сильно влияет на вашу жизнь, может быть, на самочувствие? Да, очень. Старая Москва, она неповторима. Эту тишину здесь, в двух шагах от сердца многомиллионного мегаполиса, не может объяснить никто. Как получается, что в ста метрах от центральной улицы города, которая, как и весь центр, не спит круглые сутки, стоит практически абсолютная тишина? Мистика просто какая-то. Сам дом тоже очень старый, и все вместе создает удивительно спокойную атмосферу, которая мне очень приятна. Чувствуешь себя частью истории (смеется).Завораживает цветовое решение вашей квартиры: если брать каждый цвет по отдельности, то теоретически они абсолютно не сочетаются.
А на практике получается, что вместе они совершенно потрясающи! Спасибо. Вы правы, несмотря на это первое впечатление, что все здесь слегка хаотично, должен сказать, что все сочетания подбирались очень тщательно. Все цветовые оттенки, разные тона серого, зеленого, розового очень удачны. Я вообще считаю, что цветовое решение не менее важно, чем мебель и аксессуары. Существует ли мода на интерьер? Знаете, я думаю, если что-то – будь то платье, мебель или дизайн – сделано удачно и профессионально, такая вещь не следует моде, она делает ее. Абсолютный идеал, конечно, недостижим, но стремиться к нему нужно обязательно.
Что касается разного рода модных тенденций, не вижу большой разницы между модой на одежду и модой на что-то другое. Принципы остаются постоянными. Главным образом нужно избегать слепого следования этой капризной особе – моде. А что чувствует Валентин Юдашкин, когда создает очередной шедевр? Ну, я думаю, что описывать это можно долго (улыбается). Но если вкратце, то самое главное для меня – не поддаваться общему. Все-таки мода от кутюр не может, просто не имеет права быть обычной, утилитарной. Безусловно, должна быть массовая одежда, я и этому уделяю большое внимание.
Одним словом, при создании коллекций я стараюсь быть не похожим ни на кого. Конечно, это звучит очень просто, но поверьте, это довольно сложно (улыбается).Ваше увлечение старинной мебелью – это, простите за каламбур, дань моде? Совсем нет. Когда человек серьезно увлекается антиквариатом, на первые роли часто выходит ценность той или иной вещи, выраженная в денежном эквиваленте. Для меня же все эти вещи в первую очередь произведения искусства, часто совершенно лишенные какой-либо денежной ценности.
Очень многое мне дарят, присылают, объясняя это тем, что хотят продлить вещам жизнь, сохранить их. Люди считают, что лучше пусть вещь будет у меня, чем они выкинут ее или потеряют. И дарится это все мне очень искренне, я просто не могу не взять. Еще люблю ходить по маленьким рынкам в Европе, очень увлекательное занятие – искать необычные вещи, а потом смотреть, как они оживают. Скажите, как вам при вашей любви к оригинальным вещицам удается избежать захламления в доме? Тут все просто. Вещи живут своей жизнью, и они как-то сами остаются в доме или исчезают. Не то чтобы исчезают совсем, просто находят другое место в моей жизни – на работе, в качестве подарков друзьям и т. д. Правда, должен сказать, что к старым вещам нужно относиться осторожно: они обладают своим характером, историей и способны привнести в дом как позитив, так и негативные ощущения. То, что старинные вещи несут в себе определенную духовную сущность, и не всегда положительную, я думаю, ни для кого не секрет.
Поэтому есть то, что я у себя в доме не держу, – это, например, старинная посуда. Наверняка не каждый способен почувствовать, увидеть «несопоставимое». Это под силу только тонким творческим натурам? Не знаю, наверное, моя профессия мне помогает в создании комфортного окружающего пространства. Но я думаю, что каждому, абсолютно каждому это под силу. Просто нужно «прислушаться», комфортно ли вам в своем доме.
Поэтому я не очень понимаю, если люди отдают свой будущий дом на откуп дизайнерам полностью. Конечно, помощь специалистов нужна, но все-таки жить в этом доме не им, а вам. И совсем необязательно на серьезном уровне разбираться в дизайне, поверьте мне. Я знаю многих людей, профессия которых ни прямо, ни косвенно не связана с творчеством, но которые создали замечательную обстановку в своих домах. Как вы считаете, в доме важны традиции? Думаю, что да. Это создает дополнительный уют. У меня в доме тоже есть традиции, которые мы стараемся не нарушать: например, принимать пищу в столовой, всегда – никаких перекусов на кухне. Это создает определенную атмосферу. Замечательно, когда традиции соответствуют интерьеру: степенные, обязательно слегка торжественные трапезы в столовой органично смотрятся в соответствующем интерьере. Странно было бы, например, есть суп из супницы девятнадцатого века и пить кофе из фарфора в стиле ампир в окружении суперсовременного хай-тека. Вы, как авторитет в области моды, чувствуете ответственность за наших мужчин и женщин? Знаете, моя позиция в профессии такова, что я как раз не стремлюсь быть авторитетом.
По моему глубокому убеждению, моду нельзя навязывать. Я могу и хочу создавать коллекции, и если моя работа кому-то помогает, дарит какие-то чувства – это прекрасно. Но я не хочу становиться неким таким гуру. Каждая женщина индивидуальна и чувствует, пусть иногда подсознательно, что ей идет. А вот помочь ей разбудить это ощущение, осознать его – вот, наверное, этим я и занимаюсь. Текст: Юлия Анпилогова | Фото: JPИсточник: Собственник