Едва ли не каждый из нас при слове «усадьба» способен нарисовать в воображении вполне определенную картинку. Красивый барский особняк - вокруг него много земли, где-то неподалеку - гостевой дом и непременно несколько построек, необходимых для ведения хозяйства. Дальнейшие образы возникают по мере полета фантазии. Огромный, скорее всего, «запущенный» сад, мода на который пришла к нам из Англии - в глубине — дикий пруд с живописными кувшинками, скамейки на аллеях, ведущих к ближайшей роще, и т. д. Сам же дом представляет собой двух-, а то и трехэтажное сооружение с заметно возвышающейся средней частью, увенчанной треугольным фронтоном, предваряемой пандусом и строгих форм дорическим портиком, с флигелями, которые соединяются с главным объемом крытыми галереями. Типичная картина классицистического особняка середины позапрошлого века. Оно и понятно: усадьба возникла еще в Средневековье, обрела вполне узнаваемые черты в пореформенное петровское время, а бум пережила в связи с дарованной Екатериной вольностью дворянам. Таким образом, рассвет усадебного строительства пришелся как раз на конец XVIII — первую половину XIX века. Ажиотаж несколько спал в связи с отменой в России крепостного права - в 1917 же году мода на усадьбы (как, впрочем, и на многое другое), увы, окончательно ушла на долгие-долгие лета. Лишь в наши дни стало возможным говорить о своего рода возрождении традиций классической дворянской усадьбы. К этому сформировались и экономические предпосылки, а уровень образованности и менталитет сегодняшнего заказчика оказались вполне подготовленными к идее создания родового гнезда, которое будет служить надежным пристанищем нескольким поколениям семьи.
Утилитарное понятие «место для жизни» перешло на новый качественный уровень. Сегодняшняя загородная резиденция — это максимально комфортные условия, архитектура, отражающая социальный статус и непременно индивидуальность владельца, высочайшая эстетика окружающей среды. Одним словом, воплощенное в знаниях и материалах дня сегодняшнего родовое поместье, которое некогда и составляло понятие традиционной русской усадьбы. Сразу следует оговориться, что способов достижения подобного образа жизни на сегодняшний день существует как минимум два. Первый — исключительно дорогостоящий, а потому пока непопулярный. Подобная практика распространена в странах Западной Европы. Сегодня она проникает и в сознание состоятельных людей России, о чем свидетельствуют отдельные предложения на рынке элитной загородной недвижимости, чему время от времени посвящены публикации в журналах, что изредка демонстрируют сюжеты на TV. Речь о покупке старинной мызы, например, где-нибудь в окрестностях Петербурга. По сведениям национального фонда «Возрождение русской усадьбы», на конец 2007 года повсеместно в России насчитывалось около 7 тысяч усадеб, являющихся памятниками архитектуры - при этом более двух третей из них находятся в весьма плачевном, разрушенном состоянии. Понятно, что подобный путь предполагает серьезную архитектурную реставрацию, масштабные работы по восстановлению ландшафта, а также тщательное воссоздание интерьеров.
Дело, безусловно, благое: и памятник культуры, обреченный на бесславное разрушение временем, сохраняется, да и его новый владелец может законно гордиться, ощущая себя не только меценатом, но и полноправным преемником традиций стабильного уклада жизни. Однако стоит ли говорить, что подобное вложение в недвижимость измеряется баснословными суммами. По этой причине куда как популярнее вариант второй: возводить новое, учитывая традиции строительства русской усадьбы и ориентируясь на то лучшее, что было создано предыдущими поколениями. Естественное желание человека создать комфортное, надежное, красивое и престижное место обитания для себя и своих близких заставляет, как правило, брать за пример лучшие образцы частного жилища. И к их числу, несомненно, относятся дворянские усадьбы XVIII — начала XX века. Следует отметить, что современная усадебная архитектура отнюдь не ограничивается рамками единого определенного стиля. Как некогда русская усадьба представляла собой особый мир, построенный в соответствии со вкусом и возможностями своего владельца, так и сегодня внешний облик загородного поместья рождается из индивидуальных представлений о прекрасном.
Быть может, кто-то предпочтет изысканное фахверковое зодчество, стилизуя свое усадебное хозяйство под эпоху модерна, а для кого-то бессменным идеалом был и остается стиль классицизма. Однако это вовсе не означает, что новое время не принесло новых веяний: кому-то наверняка окажутся гораздо ближе по духу современные архитектурные интерпретации. Тем более нелишне вспомнить, что дворянская усадьба во все времена отражала последние модные тенденции европейской культуры и традиционно была оплотом самой передовой общественной мысли. Право слово, было бы несправедливо отрицать эти присущие ей качества сегодня.