Он не причисляет себя к творческим людям, но при этом создает совершенно уникальные интерьеры. Он умело сочетает, казалось бы, несовместимые вещи и часто дарит отжившим свой век вещам вторую жизнь и совершенно новое прочтение. Он не придерживается моды, он ее предугадывает. Он настоящий мастер своего дела, убежденный, что главное в его профессии - это наблюдательность и тяжелый труд. Он — это непревзойденный декоратор Марат Ка. Марат, вы профессиональный архитектор. Но тем не менее архитектурой не занимаетесь, по крайней мере в России. Почему? Архитектура — это сложная наука, требующая профессиональной подготовки, причем не только архитектора, но и заказчика. В России работа архитектора немножко напоминает партизанскую войну.
Довольно часто культурный и моральный уровень заказчика не так высок, как уровень его благосостояния. А архитектору приходится проводить с клиентом много времени. И я не уверен, что хочу общаться с такими людьми подолгу. За рубежом продолжаю работать как архитектор. Проектирую клубы, театры, рестораны, гостиницы… В России же я занимаюсь куда более интересными вещами, чем архитектура. Я не дизайнер, я декоратор. И я счастлив. Почему вы стали заниматься именно этим?
Современной архитектуры не существует — это мое глубокое убеждение. Она ушла, умерла… На мой взгляд, до сегодняшнего дня архитектура уже сказала все, что могла. Поэтому я выбрал отделочные материалы.
Мне доставляет удовольствие то, что я делаю. Этим можно заниматься дома, в гараже или перед телекамерой. На Западе люди умеют работать руками. И русская аристократия всегда стремилась к этому.
Я не причисляю себя к аристократам, но я могу забивать гвозди, шить, варить. Это не означает, что я это делаю, но умею. Что именно входит в сферу вашей деятельности? Я занимаюсь не только отделкой, но и колористикой, тестированием материалов, сертификацией…
Правда, последним — среди своих знакомых. Вас называют специалистом по поверхностям. С какими поверхностями работаете? Я работаю с последним слоем — с тем, что предстает взору. Именно он вызывает ассоциативный ряд, от него зависит, как вы чувствуете себя в помещении. А есть какие-то любимые материалы, цвета?
Нет. Как и у любого музыканта, у ремесленника не может быть любимых мелодий. Скрипач не говорит, что ему нравится Шопен или Чайковский. Он просто играет… Плохо или хорошо.
Я знаю, что вы востребованы на Западе. Никогда не думали остаться там? Я жил в Америке, но вернулся. Жена отказалась там жить, и мы уехали. Произошла странная миграция. Я приехал в Россию уже во взрослом возрасте. Как давно?
Около шести лет назад. Здесь я востребован больше. Кроме того, здесь интересно. В Москве 32 интерьерных глянцевых журнала. В Америке, кажется, пять или шесть. Россия строится.
Правда, в нашей индустрии есть проблема. ВГИК выпускает наряду с актерами и режиссерами кинокритиков, Литературный институт — литературных критиков. А архитектурных критиков у нас нет. Нужны специалисты, которые профессионально объяснили бы, почему в Москве надо использовать гранит и дуб, а не привезенный из Италии мрамор, не подходящий для нашего климата. Почему стеклопакеты не годятся для России. Почему обои для нас не очень хороши и какая краска лучше. И где вам комфортнее живется и работается: в России или на Западе? И почему? Абсолютно все равно. Хорошо там, где я есть.
Это серьезно. Это моя позиция, мое отношение к жизни. Это действительно так. Как давно вы открыли в себе стремление к красоте? Я не стремлюсь к красоте, я просто делаю то, что хотят люди… А красиво-некрасиво — это очень субъективно.
В чем же для вас красота? Это очень сложный вопрос. Для меня красота в вещах идеально сделанных. Например, в деревянных часах. В старой машине, в механизме. В изяществе инженерии, сочетающемся с эмоциональностью использования. Для меня это красиво. А сколько золота при этом понадобилось — это не важно.
Для меня может быть красивым маленькое здание 20 кв. м, идеально вписанное в ландшафт и удобное для пользования. Я, например, в Берлине видел очень красивую галерею, сделанную исключительно из металла и стекла...А творчество? Творчество — это то, чем занимаются балалаечники. Я не занимаюсь творчеством, я работаю.
И это тяжелая работа. Тем не менее вы предлагаете такие решения, которые никто больше не предложитДа, потому что я индивидуален. Я считаю, что весь мир должен быть индивидуален. Как приходят идеи? Не знаю. Люди, которые приходят ко мне в мастерскую, смотрят на люстры и не понимают, что это, откуда… Недавно мне позвонил очень хороший и уважаемый мною архитектор и спросил, где я купил эти фонари. Его клиентка хотела точно такие же. Оказывается, так никто и не догадался, что это простые уличные фонари… Мы просто очень невнимательны, живем, не поднимая глаз на небо, не смотря под ноги.