Наиболее популярные сегодня в Европе и Америке тенденции интерьерного искусства выделяют среди других европейских школ современную французскую. Очень интересное и модное сейчас направление в архитектуре - пуризм. «Пуризм» в переводе с французского означает стремление к совершенству. Еще в первой половине ХХ столетия архитекторы попытались сделать куб самодостаточным. Именно в это время зародилась идеология пуризма. После греческих дворцов Парфенона и Эрехтейона человечество на новом витке своего развития снова влюбилось в чистую линию, а значит - в куб. Зодчие стали всячески импровизировать с простыми формами и составлять из полученных кубических деталей различные композиции. Первой стала голландская группа «Ди Стиль», второй (если не считать советских конструктивистов) – немецкая школа «Баухауз». Потом были гениальные одиночки: француз Корбюзье, финн Аалто, бразилец Нимейер, японец Кондзо Танго.
Одного только пространства архитекторам показалось мало. Они принялись за мебель. В 20-е годы «дедушки мирового минимализма», знаменитые архитекторы Людвиг Мис ван дер Роэ, Шарль Ле Корбюзье и дизайнер Марсель Брейер предложили миру аскетичные кресла и стулья на тонких металлических трубчатых ножках. Так что, как видите, былая ультрасовременность минимализма уже обросла бородой. Кстати, сегодня дизайнеры мебели, работающие в таком ключе, на вопрос, чем же этот самый минимализм лучше, скажем, очаровательных «кренделей» времен Людовика XVI, отвечают, что эти формы вне времени. Потому что геометрия больше, чем мода, она универсальна, вечна и не подвластна течению времени. Сегодня минимализм метит сразу в вечность и претендует на то, чтобы на равных конкурировать с «бабушкиным буфетом», который давно уже вне всякой моды.
Когда-то Ле Корбюзье хотел свести мебель к набору стандартных деталей, чтобы удешевить ее производство. Архитектор, назвавший дом «машиной для жилья», считал, что человеческие потребности немногочисленны и идентичны для всех людей, поскольку люди скроены по одной мерке. Ведь у всех две руки, две ноги, одна голова. Если сегодняшнему покупателю кресла, выполненного по дизайну самого (!) Ле Корбюзье, сказать, что он тем самым превращается в рядового обладателя двух рук, двух ног и одной головы, то он, скорее всего, обидится (за такие-то деньги!). И правильно - ведь то, что когда-то создавалось с мыслью о стандартном потребителе, сегодня превратилось в нечто эксклюзивное просто из-за имени своего создателя. А вот Мис ван дер Роэ думал о другом.
Именно ему, кстати, принадлежит фраза, с которой согласится любой дизайнер, работающий в духе минимализма: «Меньше значит больше». Мис ван дер Роэ делал мебель для преуспевающих - для тех, чьи компании занимали выстроенные им призмы из стекла и стали. Эти самые призмы вот уже долгие годы служат символом успешного бизнеса, а его субтильные и изысканные стулья, кресла, столы, состоящие почти из ничего, стали знаком респектабельности, преуспевания и особого продвинутого шика. Впрочем, мы увлеклись европейскими корнями сегодняшнего пуризма. Давайте попытаемся взглянуть на мир пуризма глазами потребителя. Этот самый потребитель обязательно спросит: а почему мебель без выкрутасов, без блеска и шика стоит так дорого?
Вроде бы простенько, без претензий, а цена огромная. Что за подлог? Думаю, потребителю следует ответить, что это только на первый взгляд просто. В дешевой мебели не найдешь, во-первых, ничего остро индивидуального, а во-вторых, никаких дорогих материалов. Если же сравнить произведения разных дизайнеров, то станет очевидно, что те самые две-три линии, определяющие форму, разнятся, как почерк.
Кроме того, дорогие вещи изготавливают с помощью высоких технологий, из наилучших материалов - словом, «на века». Так что тут выбор гораздо больший, чем кажется. Что касается функциональности – одного из основополагающих мифов современной архитектуры и дизайна – тут бдительность не помешает. Конечно, дизайнер, исповедующий идеологию аскетичных решений, скажет, что созданные им предметы прекрасны именно благодаря точному соответствию своей функции. Но с тех пор, как создатель первых чикагских небоскребов Генри Салливен произнес сакраментальную фразу: «Формы следуют за функцией», какие только формы не оправдывались их функциональным смыслом. Да и функция, если разобраться, не такая уж однозначная вещь.
Главная функция (или, попросту говоря, предназначение) кресла заключается в том, чтобы человек мог удобно в нем расположиться. И тут оказывается, что один мурлыкает от удовольствия, погружаясь в удобные недра сооружения, а другой испытывает восторг свободы, ерзая на пластмассовом сиденье. Вот и решай, что лучше. Во Франции, в Париже в частности, принято организовывать большие объемы интерьеров (там они называются салонами).
Салон, как правило, решается таким образом: его центральным элементом является стол для аперитива довольно большого размера. Вокруг него сосредоточиваются кресла и диваны от дизайнера Анри Бека. Сегодня этот стиль завоевал многие европейские страны, в том числе Италию, где дизайнеры считают себя последователями Бека. Таким образом, в Италию привносится французский стиль.
Но все-таки интересно, чем разнятся европейские минималистические тенденции? В чистом виде минимализм сегодня европейцу не интересен. Французы вносят в минимализм больше декоративности, больше цветовой культуры и эстетизма. Они дополняют интерьеры достаточно большим количеством интересных аксессуаров. Что касается разницы между чистыми линиями во Франции и Италии, то итальянцам свойственно обустраивать интерьеры с еще большим блеском, существенно оживляя их. Если французский пуризм несет в себе дух мастера, то итальянцы это творчество ставят на индустриальный промышленный поток. В большинстве своем итальянцы занимаются индустриальным дизайном, а французы относятся к своим работам как к индивидуальным творческим проектам. Французские художники никогда не планируют ничего надолго, они руководствуются сегодняшними эмоциями. Итальянцы занимаются интерьером как бизнесом, а для французов - это творчество.
Поэтому в их интерьерах чувствуется особый дух.