Дикой природы вокруг городов и крупных поселений остается все меньше, а та, что есть, становится все более «прирученной». При этом растет популярность садов, близких по облику к естественным зарослям, то есть насыщенных не пышными цветниками или формальными стрижеными кустарниками, а посадками, которые делают сад частью окружающего ландшафта или создают комфортные условия для обитающих в нем животных. Такие сады принято называть экологическими, что не совсем верно, поскольку экология - раздел биологии, который изучает взаимоотношения живых организмов между собою и с окружающей средой. Понятно, что такие связи есть везде, где присутствует жизнь, даже в колонии бактерий в толще породы на дне океана, и совершенно точно, что в любом саду их множество. В сущности, термин «экологический сад» столь же некорректен, как, к примеру, словосочетание «плохая экология».
Не слишком верно говорить и об экосистеме сада, поскольку в искусственном ландшафте, созданном человеком, не будет поддерживаться необходимое равновесие. Сад без ухода быстро придет в упадок и зарастет агрессивными культурными растениями и сорняками. Достаточно посмотреть, во что превращаются почти природные по облику пейзажные парки, оставшиеся без ухода на несколько десятилетий. А уж сады регулярного стиля… Они приходят в упадок куда быстрее. Но если сад изначально создан с тем расчетом, что растения будут развиваться практически без участия человека, то он потребует минимального ухода. Изначально дизайн посадок не задается жестко, он будет изменяться с течением времени.
Иногда кажущиеся естественными заросли требуют немалых усилий для поддержания вида, поэтому задача садовника — подобрать такие растения, которые будут уживаться, конкурировать на равных, не вытесняя другу друга, и фактически создать рукотворную экосистему - и в этом смысле подход будет вполне экологическим. Сад всегда создается с учетом климата и традиций того региона, где он расположен. Собственно, садовые традиции и ассортимент растений всегда формируются климатом — количеством летнего тепла, осадками, зимними температурами. Казалось бы, самое очевидное — это не пытаться вырастить капризный экзот, а использовать представителей местной флоры. Но обычно бывает наоборот: садоводы готовы тратить много денег, времени и сил на уход за капризулями, которые почти неизбежно влачат жалкое существование.
Сады, составленные с использованием растений местной флоры, куда более устойчивы к неблагоприятным условиям окружающей среды и тем климатическим катаклизмам, что периодически случаются. Вообще, изменения климата интересны сами по себе, и не исключено, что только деятельность человека сумела остановить очередной ледниковый период (или не сумела, о чем мы узнаем в ближайшие десятилетия). Но доподлинно известно, что в течение последних тысячелетий бывали продолжительные холодные периоды, когда зимой замерзали Черное и Адриатическое моря. Можно себе представить, что творилось на широте Петербурга! Лето было коротким, прохладным и снежным. Подобные климатические изменения наступают отнюдь не по рецепту голливудского фильма «Послезавтра», но зима с 40-градусными морозами может случиться у нас в любой год. И при создании садов об этом не стоит забывать, чтобы не остаться в итоге с кучей погибших экзотов. Однако не только зимние холода становятся препятствием (хотя это основная проблема при нашем климате), но и летний зной или сухость воздуха. Автору этих строк довелось видеть в окрестностях Сан-Франциско, где летом стоит жара под 40°С, туманообразующую установку, которая была необходима для выращивания экзотических рододендронов в палисаднике у жилого дома — там было слишком сухо и жарко для этих выходцев из гор. Во многих ботанических садах есть специальные оранжереи для высокогорных растений, где летом создается прохлада.
Возникает вопрос: почему же люди, не помешанные на коллекционировании растений (сад коллекционера — это совершенно особый жанр), а просто желающие облагородить окрестности дома, так гонятся за непривычной флорой и строго загнанным в стилистические рамки садом? Скажем, хороший газон требует постоянного внимания: стрижки, прополки, удобрения, подсева… Стоит ли это искусственное образование таких усилий и не проще ли заменить его дикой лужайкой с полевыми цветами? Именно такими вопросами стали задаваться британские ландшафтные дизайнеры к началу XX века, когда англичанам приелась искусственность и жесткость садов той эпохи. Кроме того, по мере развития капитализма, а значит, и роста уровня жизни, садоводство стало доступно большему числу людей. Но традиционный сад, даже пейзажный, требует постоянного вмешательства человека для поддержания его в хорошем состоянии. А следовательно, на большом участке нужен недешевый штат профессиональных садовников, а на маленьком — на уход за флорой придется тратить весь досуг. Участники «Движения искусств и ремесел» Уильям Робинсон (садовод и журналист) и Гертруда Джекилл (художница и садовник) изучали природные сообщества растений и пытались использовать экологический подход на деле, учитывая наблюдения при создании композиций. Робинсон пропагандировал принципы натурализованных, диких посадок, которые и создают хаотичное очарование английского коттеджного сада, столь любимого многими садоводами.
Джекилл, знаменитая тем, что первой применила теорию цвета при построении садов, стала активно вводить в миксбордеры местные виды растений. Собственно, именно такой бордюр, сочетающий в себе и броские садовые формы, и неяркие дикие виды растений, известен как английский миксбордер. (Забавный факт. Джекилл — фамилия героя известного романа Роберта Стивенсона. Писатель был другом брата Гертруды и назвал в его честь одного из своих персонажей.)