Оп-арт – искусство на стыке живописи и оптики – существует более ста лет и до сих пор удивляет своей смелостью и новаторством. Работы художников, в которых сочетание геометрических линий и красок создает иллюзию объема и движения, играя с человеческим сознанием, могут показаться шокирующими и эксцентричными. Но находятся отважные дизайнеры, воплощающие идеи оп-арта в повседневной жизни, украшая ими самые обычные квартиры. И тогда от их «обычности» не остается и следа. Картинки с секретом Итак, первые «движущиеся картинки» мировая общественность увидела в 1889 году. Однако тогда о приставке «арт» и какой-либо привязке к искусству не было и речи. Профессор Томпсон, проводивший оптические опыты в Германии, опубликовал статью в журнале Das neue Universum. Посвященная зрительным иллюзиям, она сопровождалась иллюстрациями с переливающимися кругами и вращающимися колесами. И лишь с 50-х годов ХХ столетия оптика соприкоснулась с искусством.
Первой представить оптические картины рискнула Дениз Рене, открыв свою выставку в Париже в 1955 году. Спустя десятилетие, а именно в 1965 году, в Нью-Йорке прошла выставка «Чувствительный глаз», полностью посвященная произведениям данного течения. Собственно, именно с этого имевшего резонанс события и можно говорить о появлении оп-арта как отдельного направления в живописи. Прошло еще десять лет, и оп-художники перестали быть единичным явлением. О себе заявили Виктор Вазарели, оказавший существенное влияние на развитие движения, Еннио Финци, Бриджит Райли и многие другие. Живописцы стали объединяться в группы, которые ставили смелые опыты с обманом зрения. В «игру со взглядом» включились художники разных стран и континентов. А некоторое время спустя появились смельчаки, которые не побоялись распахнуть модным течениям двери жилых домов. Отважным посвящается Наиболее доступный способ превратить свой дом в музей одного из самых актуальных направлений современной живописи – украсить стены репродукциями соответствующих художников.
Стоит обратить внимание на таких мастеров, как Альвиани Де Векки, Коломбо Мари, Дуарте Ибаррола, Хаккер Мак Гравениц, Тальман Герстнер, Вячеслав Колейчук, Джозеф Алберс, Бриджит Райли и других. Их полотна – настоящие «игры разума», приковывающие взгляд. Глядя на них, не перестаешь удивляться: неужели эти оптические эффекты созданы с помощью обыкновенных кисти и красок – таких же, какими творили Шишкин или Моне? Ярким примером полотна в стиле оп-арт служит картина английской художницы Бриджит Райли, носящая интригующее название «Ослепительный поток 3». Волнистые линии «плывут» перед глазами, струясь по полотну. Виной тому любовь Райли к оптическим экспериментам, вызывающим сбой в работе зрительного аппарата. Картина кажется черно-белой (и действительно, в начале 60-х годов художница начинала именно с этой цветовой гаммы).На самом деле, в «Потоке» присутствуют красный, бирюзовый и серый цвета, которые в сочетании с точными изгибами волн создают эффект «течения».
Но заметить полихромность картины можно, лишь глядя на ее небольшой фрагмент. В целом она буквально сбивает с ног, шокирует и не дает ничего увидеть, кроме… ослепительного потока. Когда в глазах начинает рябить, понимаешь, что слишком много оп-арта в доме – перебор. Иначе расстройство зрения и головная боль обеспечены. Неудивительно, что на выставках произведений оп-арта у зрителей, увлекшихся созерцанием необычных картин, нередко случались головокружения и даже обмороки.
Пожалуй, лучше обратиться к менее агрессивным формам этого искусства. Например, легкие графические работы, в которых путаются внешние и внутренние грани, устойчивые предметы начинают «шататься», а колеса автомобиля, как у Томпсона, приходят в движение. Не создавая ненужного давления на психику и с легкостью вписываясь в минималистский или классический интерьер, такие картины надолго займут пришедших в дом гостей. Ложный объем также служит отличным вариантом для жилых комнат. Нанесенные на стены, пол или потолок изображения создают иллюзию объемности (например, знаменитый нарисованный бассейн с «настоящими» перилами спускающейся в него лестницы) или «дверь», приоткрытая в несуществующую «комнату». В любом случае, каким бы вызывающим ни казались приемы оп-арта на выставленных в галереях картинах или инсталляциях, в домашних условиях они всегда носят характер шутки. А поскольку шутка должна быть веселой и приятной, границы ваших экспериментов с этим видом искусства определяет только ваш собственный комфорт – для глаз и для души.
Текст: Мария Петрусь | Фото: JPИсточник: Собственник