В чем причина неуклонно растущей популярности домашнего кинотеатра? Скорее всего, в том, что ему почти удалось воплотить в жизнь мечту многих людей: оказаться непосредственными участниками событий, происходящих на экране. И это не вставая с собственного дивана. Особая реалистичность изображаемого достигается прежде всего благодаря широкому экрану и многоканальному звуку. Отсюда и основные компоненты домашнего кинотеатра:средство отображения - проекционная система, плазменная панель или телевизор с большим экраном-комплект громкоговорителей (колонок) для создания объемного звука-источник визуального и звукового сигнала - обычно проигрыватель оптических дисков и видеомагнитофон, нередко TV-тюнер, спутниковый ресивер, мультимедийные устройства-аппараты для «обработки» звука, прежде всего декодер и многоканальный усилитель. Обо всем по порядку.
Проекционная система По замыслу создателей, кинотеатр домашний – это миниатюрная копия общественного (конечно, имеется в виду не «допотопный», а современный западный кинотеатр). Поэтому оптимальный вариант для просмотра фильмов в домашних условиях – проекционная система (видеопроектор и экран). И дело не в подражании оригиналу, а в очевидном преимуществе такой системы. Известно, что полностью захватить внимание зрителя может только большой экран: он заставляет работать периферическое зрение, тем самым «отключая» человека от посторонних раздражителей. К тому же чем больше экран, тем реальнее изображаемые объекты. На сегодняшний день именно проекционная система позволяет установить дома действительно широкий экран (с диагональю до 6 м и более). Качество изображения, получаемого с помощью этой системы, в целом очень высокое, хотя существуют нюансы, которые зависят прежде всего от типа и уровня видеопроектора, а также от особенностей экрана. Различают три основных типа проекторов: CRT-, LCD - и DLP-проекторы.
У аппаратов первого типа самая «древняя» технология воспроизведения картинки. Внутри них находятся три электронно-лучевые трубки (напоминающие обычные телевизионные кинескопы, только уменьшенные), каждая из которых направляет луч красного, синего или зеленого цвета на экран, где все лучи фокусируются. CRT-проекторы очень точно передают цвет и отличаются высокой контрастностью (отношением белого к черному), благодаря чему получается максимально достоверная картинка. Долгое время они считались лучшими по качеству изображения, что оправдывало их недостатки: высокую стоимость, необходимость регулярной сложной настройки (цвета, геометрии картинки), относительно непродолжительный срок службы (трубки кинескопов со временем «садятся», как у телевизора). Однако с появлением DLP-технологии CRT-проекторы постепенно уходят в прошлое: современные аппараты DLP показывают так же хорошо, как и предшественники, но цена их значительно меньше, а ресурс жизни больше, да и сложная настройка им не требуется. В DLP-проекторе изображение формируется на матрице с подвижными микроскопическими зеркалами. Матрица отражает разложенный светофильтром на цвета световой поток от лампы, направляя его в оптическую систему (объектив). В более дорогих аппаратах применяются три матрицы со своими источниками света, их изображения объединяются в одно, которое «выстреливает» в объектив.
Благодаря высокой подвижности зеркал матрицы DLP-проекторы без каких-либо «помех» воспроизводят даже сцены с быстро меняющимися картинками. LCD-проекторы устроены примерно так же, только вместо зеркальных у них установлены жидкокристаллические матрицы. Они показывают несколько хуже DLP-проекторов, поскольку свет здесь не отражается, а проходит сквозь жидкую среду, неизбежно преломляясь, из-за чего недостаточно точно передаются цвета и слегка искажается картинка. Поэтому лишь некоторые модели LCD-проекторов подходят для домашнего кинотеатра, основную же массу лучше использовать для презентаций, выставок или конференций.
К тому же «выцветают» они быстрее, чем DLP-проекторы, а стоят не намного меньше. Добавлю, что ресурс лампы у матричных аппаратов составляет в среднем 2 - 3 тысячи часов. Это мало в сравнении со сроком службы, к примеру, плазменных панелей (как правило, до 20 000, а некоторые модели – до 60 000 часов непрерывной работы), что и является главным недостатком проекционной системы. Другой минус – ей обычно требуется затемненное помещение. Разумеется, сегодня существуют проекторы, обеспечивающие нужную яркость изображения и в освещенной комнате, однако их стоимость очень высока. Вместе с тем не стоит забывать, что проекционная система рассчитана на помещение, повторяющее по своей организации «большой» кинотеатр, где плавное затухание света и полумрак – обязательные условия комфортного просмотра. Отсюда и настоятельная рекомендация профессионалов: для домашнего кинотеатра должно предусматриваться специальное помещение, причем еще на стадии проекта, – в противном случае на создание условий для комфортного просмотра потребуется значительно большая сумма.