Многие из тех, кто бывал в Европе и видел готические соборы Германии, Франции, Италии и других стран, с восхищением отзываются об изумительных цветных витражах, через которые проникает сказочный свет во внутреннее пространство здания. Именно цветное стекло придает интерьеру торжественность и особую атмосферу праздника. Недаром кто-то из великих назвал архитектуру этих культовых сооружений «пламенеющей готикой».Что означает «витраж» в переводе с французского? Всего лишь «оконное стекло» и не более. Действительно, как «рассказывает» история, первоначально оконные проемы заполняли набором небольших, имеющих ровную поверхность стекол, вставленных в мелкоячеистые переплеты.
Подобным образом стеклили окна еще древние римляне, но лишь в средние века витраж стал неотъемлемой частью интерьера, несущего на себе не только груз утилитарности, но и элементы удивительной красоты, волшебства. В современном жилище витраж чаще всего используют с расчетом не столько на естественное, сколько на искусственное освещение. Если раньше самой распространенной формой было витражное окно, то теперь это - потолочные плафоны, фальшпроемы в стенах, межкомнатные перегородки. Практически нет такого интерьера, где витраж не пришелся бы кстати. И очень часто он становится центральной декоративной темой интерьера всего дома, связывая отдельные помещения в общий художественный контекст. Как говорят специалисты, большая часть современных витражей делается из американского стекла. Именно в Америке в конце XIX века Тиффани и Ла Фарж изобрели технологию многослойного стекла, которое позволило добиться такого цветового разнообразия, которое было недостижимо для мастеров средневековья. И именно в Америке появилась индустрия витражного стекла.
Она постоянно развивается, обогащая фантазию художника все новой и новой фактурой (очень интересно, скажем, выглядит стекло с названием «уроборас» с поверхностью, похожей на застывшую водную рябь). Еще одна новинка - стекла с дихроичным напылением - позволяет достигать эффекта металлической (например, золотой) поверхности. Витражи. Окраска стекла Витраж: когда свет играет с цветом Витраж в современной квартире Возможности витража почти безграничны.
Очень популярна сегодня технология, при которой стекло измельчается в пудру, соединяется со специальным клеем, и этой смесью расписывается витражное стекло. При такой обработке после обжига получается сложная, объемная фактура. Эффектно выглядят скульптуры или композиции из металла, в которые фрагментарно включены цветные стекла (это может быть не промышленное стекло, а кустарное, которое до сих пор делается в мастерских на угольных печках).Витраж может перегораживать помещение, служить стойкой бара, стеной в бассейне, плафоном. В жилой интерьер он внесет ощущение радости, никогда не покажется однообразным. Днем витраж рассеивает свет и впускает в дом солнечные лучи вместе с радужными бликами. Вечером он воспринимается как изысканная живопись с удивительным колоритом. Стекло утрачивает прозрачность и проявляет свои зеркальные свойства: отражая свет ламп, мерцает подобно драгоценным камням.
Чтобы витраж стал демократичным по цене, возникло новое направление - накладные витражи. Разработанная в середине прошлого века, эта технология быстро завоевала популярность из-за своих художественных и конструктивных характеристик. Принципиальное ее отличие от классической состоит в том, что в качестве основы берется целое полотно стекла, а все элементы витража наносятся на поверхность двух сторон. Таким образом, резко повышается прочность изделия - ведь стекло основы может быть различной толщины, закаленным и даже триплексом, что позволяет шире применять витражи для больших остекленных поверхностей и проемов, потолочных плафонов и в стеклопакетах любого размера. В качестве раскладок используются свинцовые ленты разной толщины и сечения. В накладном витраже такие ленты не разделяют стеклышки, как это делают раскладки в классическом витраже, а лишь создают его линейный рисунок, поэтому создается впечатление сквозных раскладок.
Немаловажный факт: времени на его изготовление идет гораздо меньше, чем на кропотливую работу с классическим, состоящим из сотен фигурных стеклышек полотном. Соответственно и стоимость накладных витражей в три-четыре раза ниже, что делает их доступными для широкой массы заказчиков и позволяет чаще применять для оформления интерьеров, фасадов и даже использовать для создания художественных акцентов в саду, сквере или лужайке среди городской застройки. В последние годы получил распространение фацентный способ изготовления витражей, очень похожий на классический, с той лишь разницей, что по краям использованных элементов снят фацет. Снятие фацета позволяет получить дополнительную игру света.