Ковер - это вещь древняя и крайне полезная. Он позволяет сократить на 10 расходы на обогрев помещения, бережет наш позвоночник от лишних нагрузок, а уши от лишнего шума. Он является достойным вложением средств. Но главное - он формирует пространство комнаты и диктует ее стиль. Восточное происхождениеКовер по натуре теплое создание, пришел к нам из не менее теплых стран арабского мира. Сначала он был утилитарным предметом домашнего обихода. Изобрели его древние кочевники. В кочевой жизни он был просто необходим.
Ковровой тканью стягивали и укрепляли остов кибитки. Ковер был дверью, теплым полом, уютным ложем и местом для молитв. Из него делали настенные мешки, заменявшие шкафы, комоды и даже чемоданы. Родиной ковра считают древнюю Персию, то есть современный Иран. Персы умели ткать ковры еще в эпоху вождя Кира Великого в 500-е гг. до нашей эры. Персидские мастера того времени создали самый дорогой в истории ковер для сасанидского царя Хосроя. Узоры его изображали царский сад: клумбы, вытканные шелком, с цветами из драгоценных камней и самоцветов, разделенные дорожками, вышитыми золотыми нитями и каналами из хрусталя. Иран и сегодня - крупнейший в мире производитель ковров ручной работы. И это неудивительно: мебели в иранских домах немного, ковер здесь главный элемент домашней обстановки. Есть такая поговорка: "Иранцы бросают свое богатство на пол". Ковровую славу Ирана сегодня оспаривают Индия, Пакистан, Непал и Китай.
Но персидские ковры пока остаются эталоном. От персов ковер перешел к завоевавшим их арабам. В этот период с персидского ковра исчезают изображения людей и животных (исламская вера не позволяет), появляется растительный орнамент. Арабам так полюбились персидские ковры, что они не только украшали ими свои дома, но и расписывали в их стиле стены. Арабы предпочитали сидеть на коврах, а спали на покрытых коврами и шелковыми тканями оттоманках. Так появился мавританский стиль, раскинувшийся от Индии до Испании. Кстати, Испания была первой европейской страной, где научились создавать ковры. По количеству ковров в доме на Древнем Востоке определялось благосостояние семьи. В Европе благосостояние мерили не по количеству ковров, а по факту присутствия хотя бы одного из них. Правда, пробраться сюда ковру удалось лишь в XI в. Во время крестовых походов на Восток христиане были просто поражены роскошью убранства дворцов "неверных".
Совсем скоро в европейских замках каменные стены стали закрывать коврами. Ковер стал основным элементом модного тогда романского стиля, признаком неслыханной роскоши, доступной далеко не всем феодалам. Когда на смену романскому стилю пришла готика, ковры упали на кафельные полы домов средневековой знати. Они остались и на стенах там, где те не были украшены яркой росписью. Больше всего ковры полюбились французам. В те времена французская знать тратила много денег на покупку персидских ковров. Чтобы спасти казну, европейским мастерам по велению короля Генриха IV пришлось освоить ковроткачество.
В 1604 г. в Париже Пьер Дюпон открыл мастерскую Савоннери. Расположилась она на старой мыловарне, оттого и название (savon по-французски - "мыло"). Ковры Савоннери изготавливались исключительно на заказ, рисунки для них создавали величайшие художники того времени. Стиль Савоннери жив до сих пор, сейчас его активно воспроизводят в Индии, Пакистане, в Китае и даже в Иране. С появлением Наполеона и стиля ампир, призванного его возвеличивать, европейские мастера стали создавать ковры с роскошными "имперскими" рисунками. Наполненный смыслом орнамент персидских ковров заменили пышными цветочными букетами, династическими гербами и массивными бордюрами.
Ковер в России - больше, чем коверВ России издавна плели, вязали и ткали, но настоящий ковер поселился здесь во времена Петра I. По царскому указу в 1716 г. Яков Лефорт организовал придворные мастерские. Естественно, самый красивый и тонкий по выработке ковер принадлежал императору: шелковый ворсовый с изображением сцен охоты. Шелковые ковры с золотыми и серебряными нитями украшали приемные покои Московских палат Большого Кремлевского дворца. Петр I даже выписал в Россию известного французского мастера из города Бовэ, который создал его конный портрет на ковре. До революции в России в каждом доме с достатком был ковер, а иногда и не один. Ими устилали парадные покои, спальни и кабинеты.
Ковер был обязательным атрибутом приданого невесты. Пришедший в 1917 г. к власти пролетариат, порицавший не только богатство, но даже достаток, от ковров, однако, не отказался. И кирзовые сапоги рабочих и солдат хорошо потоптали шикарные ковры из дворянских домов. После окончания Великой Отечественной войны в 1945 г. в Россию были доставлены целые эшелоны персидских трофейных ковров. Некоторые экземпляры сохранились до наших дней, их можно купить в антикварных магазинах. В советские времена в нашей стране ковер ценили ничуть не меньше, чем в эпоху Средневековья в Европе. Он был символом благополучия и стиля. Советские граждане выстраивались в огромные очереди, чтобы приобрести этот символ.
Сегодня в очередь выстраиваются продавцы ковров. Можно купить шелковый ковер, как в Грановитой палате, или ковер из овечьей шерсти, как в персидском замке, что-нибудь простенькое из акрила или нейлона или что-нибудь экстравагантное в духе полотен сюрреалистов. Выбирая ковер, важно определиться с общим стилем помещения, в котором вы хотите его поместить.